Boeing 747-8, или ход слоном

Побывать в цеху, где рождается Boeing 747, все равно что заглянуть в мастерского Гулливера. Площадь ангара в Эверетте, к северу от Сиэтла, — 4 ООО m² 

Под его 27-метровыми потолками тихо и немноголюдно, рабочие, которых можно заметить, кажутся лилипутами по сравнению с машиной, которую они собирают, — пятой, новейшей моделью 747-8 Intercontinental. Точности и скрупулезности этот зверь требует не меньше, чем швейцарские часы — огромный самолет состоит из шести миллионов деталей. Машины редко вызывают у человека такую привязанность, особенно если это не малолитражка блондинки, огромный авиалайнер. Но крутолобого Boeing 747 с характерным круглым носом-бульба за сорок с небольшим лет полетов стали воспринимать как добродушного великана и прозвали Джамбо-джет — по имени легендарного слона из цирка Барнума. Он долго был единственным в своем роде — большим, надежным, легким на подъем, несмотря на слоновьи габариты, самым быстрым среди дозвуковых лайнеров: 933 км/ч — не шутка. В новом веке 747-й преобразился, стал более экономичным, экологичным и красивым. Нельзя не залюбоваться крыльями, залихватски изогнутыми на манер турецкого ятагана! Для пассажиров это перевоплощение означает новый дизайн салона, снимающее усталость освещение и кресла, достойные века iPad. Особую сексуальную привлекательность лайнера подтверждает хотя быт тот факт, что первые же сошедшие с конвейера гигантские игрушки были куплены (а только в базовой комплектации они стоят $300 млн) некими нефтяными королями, чьи имена не разглашаются. В этом году прочие смертные тоже смогут переступить порог 747-8 благодаря Lufthansa — немецкий авиаперевозчик купил 20 бортов и столько же зарезервировал. Korean Air и Air China заказали по пять самолетов на брата. «Трансаэро» первой в России, СНГ и Восточной Европе заключила соглашение о приобретении четырех новых машин — компанию прежде всего заинтересовала четырехклассная компоновка палуб (в этой модели 747-8 большее число кресел отводится премиальному сегменту, при этом общая вместимость остается в пределах 467 пассажиров).

Читайте также:  Об отмене рейсов в сторону Чехии со стороны российских авиакомпаний

Мог ли Джо Сатгер, спроектировавший Boeing 747 в 60-е, предположить, что его лайнер в 2012-м не просто останется в небе, но будет вызван на бис? «Нет, -говорит он. — Мы думали, что на смену 747-му придут сверхзвуковые самолеты». (Единственный сверхзвуковой Concorde, совершавший регулярные полеты, был снят с эксплуатации в 2003 году.) В свои девяносто Саттер возглавляет элитное подразделение ветеранов Boeing, которые с пристрастием изучают все проекты компании, в том числе 747-8. Сорок лет оставаться на вершине в одиночестве невозможно, и в 2005-м у 747-го появился серьезный соперник: европеец Airbus А380 принимает на борт на 300 пассажиров больше. Предполагается, что в будущем рынок затребует не менее 700 самолетов-гигантов, и Boeing не был готов оставлять Airbus этот лакомый кусок, поэтому, выдержав паузу, 747-й решили обновить, чтобы поспорить с А380. Небо большое, и в нем есть место для обоих великанов. Lufthansa, например, так же как «Трансаэро», приобретает и Boeing 747-8, и Airbus А380, чтобы использовать их на разных направлениях в зависимости от спроса.

Настоящие революции случаются нечасто, и пройдет еще немало времени, прежде чем какой-нибудь новый лайнер сможет так же резко изменить каргу воздушных маршрутов, как это сделал в свое время Jumbo Jet. На сегодняшний день 747-е перевезли более 3, 6 миллиарда человек — примерно половину населения Земли. С началом полетов Boeing 747-8 эта цифра увеличится в разы.

Салонные процедуры В пассажирском отсеке, больше похожем на модный спасалон, все с иголочки: обивка, освещение, но главное здесь — принципиально иная организация пространства. Постоянным пассажирам 747-х покажется, что основная палуба нового самолета расширилась, и хотя на самом деле это не так, новая форма боковых панелей, более высокий потолок, менее заметные полки для багажа создают ощущение простора. Флуоресцентное освещение отсутствует. Светодиоды (LED) позволяют каждому пассажиру менять цвет и яркость подсветки и имеют дневной и ночной режимы. А во время посадки по салону разливается перламутровая синева летнего неба. Эти новшества изначально были задуманы для другого детища компании, 787 Dreamliner, но из-за доработок он вышел на три года позже запланированного срока, примерно в одно время с 747-8, который выглядит куда шикарнее собрата благодаря размерам. У иллюминаторов нового Boeing, ставших на 8% шире, чем у предшественника, нет шторок — их функцию выполняют стекла со встроенной электрохроматической системой, меняющей свет. Выбор развлечений в цифровом формате, от композиций на персональном iPod до фильмов в HD-качествах на широкоформатном экране, тоже доступен каждому. Единственное, что обошла дизайнерская мысль, все еще довольно тесные кресла в туристическом классе. Сидения быстро развивающегося премиум-экономкласса более комфортные. Зато пассажиры первого класса получают по отдельному «номеру» с полноценной кроватью.

Читайте также:  Топ-5 самых дорогих самолетов