Где и когда состоялся первый пассажирский рейс? Где самая опасная взлетно-посадочная полоса в мире? Какой процент пилотов признается, что спит во время полета? Сколько стоит шина для самолета?
1. Первый пассажирский рейс
Полет Орвилла Райта с 17 декабря 1903 года обычно считается первым успешным полетом самолета — американский конструктор поднялся в воздух на 12 секунд, в течение которых он победил 37 метров. Некоторые источники, однако, приводят дату первого успешного полета 14 декабря 1903 года — Уилбур Райт одолел дистанцию 279 метров.
Однако до того, как пролетели первые пассажиры, прошло около десятка лет. Сначала в 1909 году была основана авиакомпания DELAG (Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft). Проблема в том, что у нее не было самолетов и дирижаблей Zeppelin.
Первый пассажирский рейс состоялся 1 января 1914 года во Флориде. Бенуа XIV (который был действительно летающей лодкой) был на борту самолета с пилотом и двумя пассажирами. Самолет вылетел в 10 часов утра из города Санкт-Петербурга и приземлился через 23 минуты в городе Тампа, преодолев маршрут 35 километров. Первым пассажиром в истории, который купил билет (билеты стоили 5 долларов, но желающих было так много, что состоялся аукцион и билет был наконец продан за 400 долларов) был бывший мэр Санкт-Петербурга.
2. Самый длинный и самый короткий рейс в мире
17 часов 45 минут — это самый длинный прямой пассажирский рейс в мире. 5 февраля 2017 года авиакомпанией Qatar Airways был запущен маршрут из столицы Катара (Доха) в Окленд (Новая Зеландия) протяженностью 14 535 километров. До 2022 года австралийские линии Qantas объявили о запуске прямого воздушного сообщения из Сиднея в Лондон. Если им это удастся, это будет самый длинный пассажирский рейс в истории. На данный момент, однако, нет самолета, который бы справлялся с таким длинным полетом — время полета должно быть 20 часов и 20 минут.
3. Воздушное движение в мире
Самый короткий рейс в мире — это перелет с шотландского острова Вестрей на остров Папа Вестрей. На расстоянии 3 км, разделяющих оба острова, самолет путешествует на высоте 80 метров, а полет занимает всего 2 минуты. Самым коротким международным рейсом является воздушное сообщение между немецким Фридрихсхафеном и швейцарским Санкт-Галленом — полет занимает всего 8 минут.
Сколько самолетов пролетает над нашими головами каждый день? В среднем в воздухе в любой момент времени находится более 10 000 самолетов. По некоторым данным из лондонского аэропорта Хитроу, самолет стартует в среднем каждые 45 секунд! Чтобы лучше это продемонстрировать, компания NATS, занимающаяся воздушным движением в Великобритании, создала фильм, показывающий, как выглядит воздушное движение в Европе и Атлантике — маршрут из Европы в Америку и из Америки в Европу ежедневно совершает около 2000-3000 самолетов!
Каждый день более 27 000 машин летают над Европой и более 50 000 над США. Британская служба управления полетами (NATS) выполняет 6000 рейсов каждый день — 250 в час. Это более чем в два раза больше, чем 20 лет назад.
4. Пилоты получают другие приемы пищи
Пищевое отравление пилотов во время полета может привести к трагедии, поэтому каждый из них получает разную еду, которой ни при каких обстоятельствах не может поделиться.
5. Запись трансатлантического полета
Самолет Concorde, который был введен в эксплуатацию в 1976 году, был первым сверхзвуковым пассажирским реактивным самолетом с турбореактивным приводом. Именно Конкорд 7 февраля 1996 года совершил самый быстрый трансатлантический перелет из лондонского Хитроу в нью-йоркский JFK. Преодоление этого маршрута заняло 2 часа 52 минуты и 59 секунд. С момента отзыва Соглашений никто не прошел этот маршрут быстрее, и среднее время полета теперь составляет около 5,5 часов.
6. Алкоголь в самолете
Почти 10 миллионов бутылок вина и шампанского (включая большие и маленькие бутылки) потребляют в самолетах в течение года, сообщает компания British Airways.
Еще одним интересным фактом является влияние алкоголя на организм человека — высота влияет на кровь таким образом, что алкоголь, потребляемый во время полета, ощущается гораздо сильнее. Говорят даже, что один стакан в небе — это как два стекла на земле.
7. Доставка в самолете
Благодаря так называемой власти «Права на землю», ребенок, родившийся в воздушном пространстве некоторых стран (Канада, США, Аргентина, Бразилия, Чили, Ямайка, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла и Барбадос), автоматически получает гражданство этой страны.
8. Самая длинная и короткая ВПП в мире
Самая длинная асфальтированная взлетно-посадочная полоса в мире расположена в китайском аэропорту Камдо Бамда (длина 5500 метров). Самая короткая взлетно-посадочная полоса в мире длиной 122 метра расположена в аэропорту Skyline в городе Инком (штат Айдахо, США).
В качестве одной из самых опасных взлетно-посадочных полос в мире пилоты считают взлетно-посадочную полосу в аэропорту имени Хуанчо Э. Ираускина, расположенном на одном из райских островов Карибского моря — Саби. Здесь важна не только длина взлетно-посадочной полосы (305 метров) — аэропорт находится среди высоких холмов, характерных для Саби, с одной и крутых скал с другой. Официально помеченный как закрытый для движения, однако, он может использоваться местными авиакомпаниями Winair, которые осуществляют связь между Сабой и соседними островами Синт-Мартен и Синт-Эстатиус. Разрешается использовать только самолеты STOL (короткий взлет и посадка, то есть самолет повышенной мощности по сравнению с массой, для которой не требуется длинная взлетно-посадочная полоса и вертолеты).
Чтобы добраться до упомянутой выше Сабы, необходимо приземлиться на Синт-Мартин. В этом аэропорту, с другой стороны, самолеты, приближающиеся к аэропорту в аэропорту Принцессы Юлианы, летят менее чем на 10-20 метров над головами загорающих, отдыхающих на пляже Махо!
9. Крупнейшие аэропорты мира
В мире насчитывается более 40 000 аэропортов, из которых более 14 000 находятся только в Соединенных Штатах (с учетом всех аэропортов). Следующее место в рейтинге занимает Бразилия (более 4000 аэропортов), а подиум закрывает Мексика (более 1700 аэропортов). Какой аэропорт является крупнейшим по количеству обслуживаемых пассажиров? По данным портала internationalairportreview.com, крупнейшим аэропортом в мире является аэропорт Атланта — в 2017 году он обслужил ровно 103 902 992 пассажира. Аэропорт Пекина занимает второе место в рейтинге (более 95 миллионов пассажиров), за ним следуют аэропорт Дубая (88 миллионов), Токио (85 миллионов), Лос-Анджелес (84 миллиона), Чикаго (79 миллионов) и лондонский Хитроу ( 78 миллионов).
10. Самые большие самолеты в мире
Поскольку уже было упомянуто о крупнейших аэропортах в мире, нужно упомянуть самые большие самолеты. Среди пассажирских машин первое место в классификации занимает двухуровневый Airbus A380. Четырехмоторный самолет размером 79,80 м (размах крыльев) х 73 м (длина) х 24,1 м (высота) может вместить в общей сложности 555 человек. Первый Airbus A380 прибыл на авиационное вооружение в 2007 году. На сегодняшний день выпущено более 200 единиц, 105 из которых на счетуавиакомпании Dubai Emirates.
11. Кислородные маски
Как долго можно дышать используя кислородные маски, доступные в самолетах? Оказывается, кислорода хватает примерно на 15 минут. К счастью, для пилота достаточно времени, чтобы поднять самолет на высоту, позволяющую «нормально» дышать.
12. Jet-lag — направление движения имеет значение
Jet-lag, или команда внезапного изменения часового пояса (синдром jet lat), возможно, слышал каждого. Наверное, каждый знает, что нашему организму достаточно сложно даются перелеты из-за пересечения нескольких часовых поясов в очень короткий промежуток времени. Путешествие на восток, которое «укорачивает день», хуже, чем путешествие в противоположном западном направлении, которое «расширяет день». Это связано с тем, что нашему организму легче адаптироваться к более продолжительному дню.
13. Самолеты никогда не летают по прямой
На некоторых рейсах пассажиры получают карты с траекторией полета. Самолеты не летают по прямым линиям — чаще всего это арки, а иногда даже «зигзагообразные». Это потому, что Земля — это сфера, а карта на экране плоская. Другая причина — безопасность. Маршрут должен соответствовать указаниям, чтобы самолет находился рядом с аэропортами. В случае аварийной посадки должно быть достаточно времени, чтобы добраться до ближайшего аэропорта.
14. Почему самолеты оставляют белые следы на небе?
Самолеты, летящие на много километров над нашими головами, оставляют видимую белую полосу. Эти следы в небе на самом деле являются следами конденсации, то есть крутящимися облаками из крупных перистых облаков. Обычно они исчезают через несколько десятков минут после полета, но могут оставаться даже несколько дней — все зависит от погодных условий.
Чтобы создать полосу конденсации, самолет должен находиться примерно в 8 километрах над землей. На этой высоте температура намного ниже той, которая преобладает на поверхности земли, и так называемая переохлажденный пар. Под воздействием выхлопных газов авиационных двигателей сразу же замерзают капли, которые создают просто заметную белую полосу в небе.
15. Шины в самолетах
С 1990-х годов в самолетах используются более прочные радиальные шины, заполненные азотом. Как и в автомобилях или других транспортных средствах, шины изнашиваются при использовании. После каждого полета капитан или первый офицер обходят самолет, чтобы визуально проверить состояние машины и шин. На самолетах, таких как Boeing 777, шины заменяются каждые 6 месяцев или каждые 150-200 посадок.
Сколько стоит шина для самолета? Как и в случае автомобильных шин, это зависит от многих факторов — например, шина для Boeing 777-300ER размером 50 20 R22 весит 99,1 кг и стоит около 2000 $.
16. Отверстие между окнами на плоскости
Окно в самолетах состоит из 3-х акриловых пластин. Из-за большой разницы температур на разных высотах они должны выдерживать высокое давление. Небольшое отверстие между центральным и внешним слоем окна в самолете позволяет регулировать давление между стеклами и предотвращает растрескивание окон, а также защищает окно от запотевания и замерзания.
17. Почему еда в самолете не имеет вкуса?
Многие говорят, что еда, которую подают в самолете, на вкус странная. Почему это происходит? Это не вина авиакомпаний или поваров — это чувства человека, которые подводят его. Во время полета они нарушаются — кондиционер, звук двигателя, сухой воздух и низкое давление делают чувства (и особенно запах) тусклыми. Исследования показали, что во время полета вкус сладкого и соленого уменьшается на 30%!
18. Какой момент полета наименее безопасный?
Согласно статистике, 80% авиакатастроф происходят в течение 3 минут после старта самолета и за 8 минут до приземления.
19. Хлопание в самолете
Вопреки видимости, обычай хлопать при посадке вовсе не является российской визиткой. Кларк Макфейл, профессор социологии в Университете Иллинойса (США), в течение многих лет изучал рефлекс хлопания у людей (не только в самолетах). Аплодисменты — естественный рефлекс и очень часто люди, которые боятся летать, инстинктивно выражают свое облегчение и радость, что полет уже закончился. Хлопание заразительно — часто случается так, что если окружающие начиют хлопать, к ним присоединяются другие люди.
Кто хлопает чаще всего? Профессор Макфейл подтверждает, что хлопки являются достоянием американцев (тех, кто охотно выражает свои эмоции) и евреев, прибывающих в Израиль, что подтверждает Марвин Голдман, который был там почти каждый год в течение почти 40 лет и говорит, буквально каждый раз, когда он становится свидетелем спонтанной овации пассажиров, «Они чувствуют привязанность к своей родине.», — говорит Голдман.
20. Воздействие удара молнии на самолет
Агентство Associated Press представило заявление о том, что молния поражает большой пассажирский самолет в среднем раз в 3 года. Более легкие самолеты более подвержены воздействию молнии — они летают на меньших высотах, поэтому вероятность столкновения с штормом выше. Согласно Ассошиэйтед Пресс, удары молнии в меньшие самолеты происходят в среднем один раз в год.
Что будет, если в самолет ударит молния? Чаще всего ничего — пассажирские самолеты покрыты специальным покрытием, которое защищает их компоненты от молнии. В результате, удары молнии в плоскости могут, в лучшем случае, мигать на мгновение света, а на металлическом покрытии видны маленькие отверстия, не больше кончика карандаша.
21. Спят ли пилоты?
Шокирующий отчет был опубликован Управлением гражданской авиации Великобритании (CAA) в 2013 году. Это показывает, что более половины британских пилотов засыпают за штурвалом самолета! Более того, 29% из них признают, что, когда они просыпается в кабине, другой пилот также спит. Помимо англичан, наибольшее количество которых призналось, что они вздремнули во время полета, пилоты из Норвегии и Швеции занимают следующие места. Отчет был подготовлен благодаря информации, содержащейся в 6000 анонимных опросов, которые в 2010-2018 годах были заполнены пилотами.
22. Где самое безопасное место в самолёте?
На самолете есть такие места, благодаря которым в случае катастрофы шансы на выживание возрастают. Журнал «Популярная механика» проанализировал данные обо всех авариях с участием пассажирских самолетов в США с 1971 года. Они показывают, что лучше всего покупать места в хвосте самолета, что дает статистически более высокий шанс на выживание в случае потенциальной катастрофы. На основании имеющихся данных удалось создать так называемые «Коэффициент выживаемости» — получается, что самый большой находится сзади самолета (69%), меньший в центре (56%), а самый маленький — в креслах сразу за пилотами (49%).
Аналогичный анализ был проведен журналом «Тайм», который в своих исследованиях использовал информацию Федерального авиационного управления по 17 происшествиям с 1985 года. Приложения были очень похожи на те, что были представлены в журнале Popular Mechanics, с той разницей, что удалось указать фрагмент, который, безусловно, самый безопасный — это средний ряд в хвосте (смертность на уровне 28%). Несмотря ни на что, самолет по-прежнему является самым безопасным средством передвижения, но многие люди просто боятся летать.
23. Почему освещение на самолете темнеет во время взлета и посадки?
Все происходит через правила безопасности, которые очень строго соблюдаются — как уже писали выше, большинство аварий происходит сразу после старта и перед посадкой. Поэтому освещение кабины затемнены, так что огни, указывающие на аварийные выходы, видны.
24. Один миллион двести тысяч
Если после прочтения этого текста интересно, сколько людей путешествует на самолете, есть решение этой загадки. По данным FlightAware 2018, в любой момент в воздухе на борту самолётов находятся 1 270 406 человек.