10 мифов и легенд об авиации

Человек окружён кучей мифов и легенд. Так было тысячу лет назад, так обстоят дела и сейчас. Рогатые черти и ведьмы уступили место «озоновым дырам» и таблеткам от похудания

Заблуждений, мифов и городских легенд – тысячи. Но сейчас мы расскажем о тех, что касаются авиации.

Миф первый: «Братья Райт — первые лётчики»

Уилбер и Орвилл Райт совершили первый полёт в истории человечества

На самом деле братья Райт взлетели даже не на том, что мы сейчас называем самолётом. Но давайте окунёмся в историю. Она расставит всё на свои места.

Если верить индийскому эпосу «Махабхарата», то первыми летательными аппаратами были некие «летающие колесницы» «Вимана», если верить греческой мифологии – первые летчики – Дедал и Икар. Но современные учёные не верят ни первым, ни вторым. Более–менее правдоподобной считается версия о первом планировании Аббаса ибн Фарнаса – ученого из арабской Испании в 857 году. Если это правда, то арабского учёного можно считать первым в мире дельтапланеристом.

Первый полёт человека был совершён в Париже в 1783. Жан-Франсуа Пилатр и маркиз де Арландес поднялись в воздух на воздушном шаре. Но это был неуправляемый полёт в ту сторону, в которую дул ветер. Но уже полёт. Человек смог управлять своим полётом только через сто один год, в 1884, когда был осуществлён первый полностью управляемый свободный полёт на французском военном дирижабле с электрическим двигателем.

И, наконец, в 1903 году Братья Райт совершили первый управляемый полёт аппарата тяжелее воздуха с двигателями. Звучит не так победоносно как «совершили первый полёт», но достижение всё равно уникально. Именно братья Райт придумали принцип управления самолётом, который используется на всех самолётах уже больше ста лет.

Миф второй: «Опасные полёты».

Авиа перелёты – опасный способ передвижения?

В это трудно поверить, но так оно и есть. Это миф. Шансы погибнуть в авиакатастрофе 1 к 52,6 миллионам. Для сравнения, риск погибнуть в ДТП – 1 к 7,6 миллиона. Ездить на машине в семь раз опаснее. Вы можете справедливо возразить что «в автомобильном рейтинге скажут иначе!». Но статистика беспристрастна.

Количество аварий в авиации так же падает с каждым десятилетием. А количество авиаперевозок наоборот растёт.

Миф третий: «Сикорский – отец вертолётов»

Первый вертолёт спроектировал Сикорский. Американец русского происхождения.

На самом деле первый настоящий свободный полет на вертолете осуществил Поль Корню 13 ноября 1907 г. вблизи Лизье (Франция). Он поднялся в воздух на двухвинтовом летательном аппарате, оснащенном 24-сильным двигателем. Во время полета, длившегося всего 20 секунд, вертолет поднялся на высоту от полуметра до полутора метров.

Читайте также:  Piaggio Aerospace поставил заказчикам два новых самолета за месяц

В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший из России в США построил первый управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту около пяти метров и находиться в полёте несколько минут. А в 36ом поднялся в воздух немецкий Focke-Wulf Fw 61 — первый опытный одноместный полностью управляемый вертолёт. Сикорский построил свой только в 39ом.

Вертолёты появились почти тогда же, когда и самолёты. Но практически полвека находились в младенческом состоянии и с трудом могли выполнять возлагаемые на них функции. Но уже с 50х отношение к вертолётам резко изменилось.

Миф четвёртый: «Курьёзно — гигиенический»

Отходы жизнедеятельности из самолётов сразу же сбрасываются в полёте.

Нажал на кнопочку – и, как в поезде!, открывается замечательный вид, только не на череду быстро проносящихся шпал, а на белые пушистые облака. Конечно, это неправда. Как и расхожий миф и сбросе отходов. Они накапливаться в специальной ёмкости. Но, что интересно, эти ёмкости всё же иногда дают протечки и их содержимое в виде больших кусков льда отправляется в свободный полёт. Известен случай падения подобных осадков на жилой дом (повреждена крыша) и попадания в сам «протекающий» самолёт (повреждение двигателя).

Миф пятый: «Лучший ас»

Лучший ас Второй Мировой (и всех времён) Эрих Хартманн.

Самый спорный миф. Если считать только количество сбитых самолётов, то так оно и есть, Хартман безусловный лидер – 352 победы в воздухе. Но есть целый список «но». Лучший ас СССР того периода Иван Кожедуб – 64 победы. С ним и сравним.

Хартман участвовал в 825 воздушных боях. Кожедуб в 120ти. Хартман терял свой самолёт около 14ти раз. Кожедуб – 1 раз. Тактика так же отличалась и не в пользу немецкого Аса. С самого начала войны им была дано возможность «свободной охоты» — полётов с целью уничтожения вражеских самолётов, то есть именно охоты на самолёты противника, в то время как лётчики СССР получили такую возможность только к концу войны. Хартман с целью уменьшения боевого духа противника искал во вражеском звене самого слабого и сбивал его. Кожедуб с той же самой целью атаковал самого сильного.

Так или иначе, споры о том, кто из названых пилотов лучше идут уже не меньше пятидесяти лет. Но факт остается фактом, в том, что Хартман лучший ас Второй Мировой уверенны на 100% разве что в самой Германии.

Читайте также:  Как купить авиабилет подешевле: последовательность действий

Миф шестой: «Опасные мобильники»

Включенные мобильные телефоны представляют опасность для самолёта.

Технически обосновать запрет на использование мобильных телефонов в полёте не возможно. Нет данных о том, каким именно образом излучение телефона вредит аппаратуре пассажирского лайнера. И тем ни менее вас всё равно попросят выключить мобильный.

Одна из настоящих причин – вероятность возникновения паники. Один звонок от обеспокоенных родственников одному из пассажиров с рассказом о случившимся где-то в другом конце страны взрыве, и мирные люди превратятся в бушующую толпу. Для усмирения которой нужен будет отряд ОМОНа, которого на борту нет.

Но самолёты не всегда будут оставаться зоной, отрезанной от внешнего мира. Согласно перспективным проектам, уже через несколько лет самолёты способны будут полноценно передавать сигналы сотовой связи. За дополнительную плату, конечно.

Миф седьмой: «Гагарин — пассажир»

Юрий Гагарин был ничем не примечательным человеком, почти случайно попавшим в космос.

Удивительно, но на постперестроечной волне «разоблачений» досталось и первому человеку в космосе. Какие только мифы и не родились в тот период. Но это и понятно, Гагарин был слишком хорош. Но вернёмся к его полёту. Да, Гагарин не управлял «Востоком», его основная функция – описать ощущения от пребывания в космосе и доказать способность работать на орбите. И он добровольно пошёл на полёт. При том, что уже несколько стартов ракет-носителей закончились катастрофами. При том, что целый ряд врачей считал невесомость непригодной для человека. При том, что среди учёных бытовало мнение о невозможности мозга перенести полёт и космонавт, скорее всего, сойдёт с ума. Сам полёт так же не был идеальным, произошёл ряд сбоев в работе систем. Риск был ежесекундным, а приземление произошло в незапланированном месте. Из-за этого первым, кто встретил Гагарина на земле, была крайне удивлённая колхозница.

Интересно и то, что при своём уникальном статусе Гагарин сумел не заболеть звёздной болезнью. А это сложно, когда в каждом городе, куда вы приезжаете, к вам на встречу высыпает всё правительство, знаменитости и толпа обожателей.

Миф восьмой: «Таран – последнее оружие героев»

Воздушный таран совершали самоотверженные герои. И тут же погибали.

Конечно таран – оружие героев. И по рискованности применения он сравним с попыткой убить тигра вилкой. Но всё-таки в большинстве своём таран не такой, каким его представляют голливудские режиссеры.

Самый популярный вид тарана – атака вражеского самолёта сзади с целью разрубить ему хвост винтом своего самолёта. Такая атака опасна и не редко заканчивалась ранением и смертью лётчика совершившего таран. Но далеко не всегда. Например, Борис Ковзан за войну совершил четыре(!) тарана, при этом в трёх случаях вернув самолёт на аэродром. Четвёртый таран он совершил будучи тяжелораненым, потерял самолёт, но всё равно остался жив. По усредненным данным примерно 37% таранов заканчивались смертью пилота совершившего таран. При этом известны случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою и возвращались невредимыми на аэродром.

Читайте также:  Озвучены проблемы, мешающие развитию частной авиации в Ленинградской области

Миф девятый: «Бермудский треугольник»

«Бермудский треугольник» — место крушения сотен самолётов.

Что только не говорят о бермудском треугольнике. Внутри границ пресловутого треугольника действительно произошло несколько странных авиакатастроф. Например, исчезновение звена из пяти торпедоносцев «Эвенджер» в 1945 году. Этот эпизод действительно странный, опытные пилоты заблудились в родной акватории, и не смогли найти базу ни с помощью компаса, ни с помощью команд диспетчеров. Этот и несколько других фактов позволили бы считать бермудский треугольник аномальной зоной, если бы по всей планете не происходили такие же странные события. «Коэффициент анормальности» у бермудского треугольника такой же, какой, скажем у Санкт-Петербурга. Настоящие Странности (по-настоящему пока не объяснённые, а не придуманные журналистами) в северной столице происходят не реже. Примерно раз в 30-40 лет. Бермудский треугольник в своей аномальности абсолютно зауряден.

Миф десятый: Дирижабли устарели и ушли в прошлое.

Дирижабли ушли в прошлое в 30х годах прошлого века.

После крушения дирижабля «Гинденбург» люди потеряли доверие к судам легче воздуха. Но вполне может быть, что зря. Дирижабли, вопреки распространенному мнению, не так уж и плохи. Они могут перевозить большие, чем самолёты, грузы по меньшей цене. И это могут быть очень большие грузы. Дирижабли способны оставаться в воздухе недели и, в отличие от вертолётов, могут почти не расходуя горючего висеть на одном месте. Дирижабли более надежные и безопасные. Они попросту не могут упасть. Вроде бы всё отлично, но всегда есть «Но». Но дирижабли не такие быстрые, как другая авиация. Не большая проблема, но есть и другая: эти громадины нужно где-то «парковать». А для этого нужно строить ещё более массивные ангары – эллинги. Тот же Гинденбург по габаритам был идентичен Титанику. Необходимость строить инфраструктуру, включающую в себя такие большие, и что самое важное, дорогие сооружения – именно та причина, почему в небе сейчас царствуют самолёты.